ВН.д В мире книг

Пояснительная записка.
Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения
волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не
доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка. Для решения данной
проблемы нами создана программа литературного кружка для учащихся 1-4 классов «В
мире книг» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.
Цель программы – расширить представление учащихся о детской литературе, раскрыть
перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими
поколениями, вырабатывать художественный вкус.
Задачи:
1 год
• создать условия для формирования потребности в чтении художественных
произведений
• формировать интерес к литературному чтению,
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного
произведения, развивать воображение учащихся, развивать поэтический слух детей,
накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы,
воспитывать художественный слух;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые
умения;
2 год
• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное
произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного
произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать
поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений
детской литературы, воспитывать художественный слух;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по
содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический, познавательный и
чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и
природе;
3 год
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного
произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать
поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений
изящной словесности, воспитывать художественный слух;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по
содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт
ребенка;
• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем
мире и природе;
4 год
• развивать у детей сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения,
выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное
мышление учащихся;
• развивать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения,
развивать
воображение
учащихся,
ассоциативное
мышление,
поэтический
художественный слух детей,
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к
литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного
искусства;
• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении
художественных произведений.
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно развивать навыки чтения и речевые
умения;
• работать с различными типами текстов;
Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает
возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому
наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место
произведениям устного народного творчества и современной детской литературе.
Ведущим методом является чтение - рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание,
инсценирование, беседа.
Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и
методов работы: фронтальная беседа, групповые выступления, проектная
деятельность, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, КВН.
Отбор литературных текстов осуществлялся на основе следующих литературнопедагогических принципов:
 ориентация на читательские интересы ребенка;
 разнообразие тематики и жанров литературных текстов;
 разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые на занятиях по внеклассному
чтению, не дублируют, а расширяют и дополняют литературный материал уроков
классного чтения;
 важнейшим принципом, определяющим содержание программы, является
принцип художественной значимости изучаемого произведения.
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и
воспитательное значение. Они обогащают представление юного читателя о
прошлом и настоящем нашей Родины, помогают усвоить высокие нравственные
принципы народа, раскрывают красоту подвига человека.
Произведения устного народного творчества способствуют развитию у детей
образного мышления, обогащают их речь.
Читая пословицы и поговорки, дети усваивают мудрость трудового народа, его
многовековой опыт.

Загадки способствуют развитию сообразительности, умению сравнивать,
сопоставлять. Большое воспитательное значение имеют сказки. Их образность,
эмоциональность содействуют развитию эстетического вкуса у детей.
К.И. Чуковский писал о цели сказок: «Она заключается в том, чтобы какою угодно
ценою воспитать в ребёнке человечность – эту дивную способность человека
волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую
судьбу, как свою… Сказочники хлопочут о том, чтобы ребёнок с малых лет
научился мыслить, участвовать в жизни воображаемых людей и зверей и
вырвался бы этим путём за узкие рамки эгоценрических интересов и чувств».
Воспитательной целью лицея является способствование формированию социальноценностных отношений обучающихся. Одной из основных задач:
приобщить детей к общечеловеческим ценностям, способствовать развитию
креативности («творческости») как черты личности.
Программа рассчитана на 32 часа в 1 классе. 33 часа во 2,3,4 классах.
Планируемые результаты
освоения программы внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения данного курса являются:




развитие речевой культуры, речевых навыков, навыков чтения;
умение постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное;
обучающиеся
овладевают
приёмами
выразительного
чтения,
решая
разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении;
 творческая
деятельность
и
эмоционально-чувственное
отношение
к
действительности, которая поможет воспринимать художественное произведение
на основе проявления собственных творческих способностей.
Метапредметные результаты









владеть навыками сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения
целыми словами;
составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения,
цитирования;
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения
конкретного задания.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными
правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных
вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы.

Предметные результаты


понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь
устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять
главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;










передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного,
творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей)
пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и
завершение;
выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые
описания;
самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику
основным действующим лицам произведения;
знать название темы и сюжеты 2-3 произведений фольклорных жанров, а также
литературных произведений писателей-классиков;
знать не менее 6-7 народных сказок, уметь их рассказывать;
знать пословицы, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в
какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них.

Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат:
Данная программа реализуется в течение 4 лет во внеурочной деятельности. В конце
учебного года проводится литературный праздник, литературная игра.
В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела:
1. Круг чтения.
2. Работа с детской книгой (УУД)
При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными
понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об автореписателе, о теме читаемого произведения, его жанре.
Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для
самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи,
рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о
приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.
Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы
книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный
ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение
темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и
книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного
по вопросам учителя.
Первый уровень результатов – приобретение школьником знаний о детской литературе,
знания детских писателей, названия произведений, знания героев.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества, приобретение любимых книг о человеке,
семье, Отечестве, природе, мире, знаниях, труде.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия: самостоятельное составление викторины, кроссворда по
любимым произведениям, инсценирование эпизодов произведения.

Ведущие принципы программы
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для
чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно
художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто
познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства,
которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих
отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни,
формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип
предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения
реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план
художественный образ. Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том,
что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы,
басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот
принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о
проблематике.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся,
на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из
которых является навык чтения.
Условия реализации программы
Реализация целей невозможна без использования ресурсов: наличия художественной
литературы в школьной библиотеке, учебно-методических материалов, наглядных
демонстрационных пособий и таблиц, Интернет.
Учет возрастных и психологических особенностей детей.
Программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на
занятии. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин,
сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор.
Ожидаемые результаты (ключевые и общепредметные компетенции).
Ученик должен «уметь»:
искать:
опрашивать окружение;
консультироваться у учителя;
получать информацию;
думать:
устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;
критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;
уметь противостоять неуверенности и сложности;
оценивать произведения искусства и литературы;
сотрудничать:
уметь работать в группе;
принимать решения;
договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
приниматься за дело:
включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;

доказать солидарность; организовать свою работу;
адаптироваться:
стойко противостоять трудностям; находить новые решения.

Тематический план
1 класс
В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей,
составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества,
стихи, рассказы, сказки современных писателей.
№ Тема занятия

Кол - во Основное содержание работы

дата

часов
Литературные сказки
В.Берестов
«
Мастер птица»
Из серии « Мои
первые книжки»
С.Маршак «Усатый
полосатый», «У
солнышка в гостях».
«Ни окошек, ни
дверей». Загадки.
Русские народные
потешки и
прибаутки.
«Ребятам о зверятах».
Книги о животных.
Е.Чарушин «Волчишко.
«О хороших людях»
С.Сахарнов « Самый
лучший параход».
Русские народные
игры.
8 – Ш.Перро «Красная
9 шапочка»
Ш. Перро «Мальчик с
пальчик»
10 Н. Сладков «Лесные
шорохи»
М. Пришвин «Ёж».
11 - Русская народная
12 сказка «Петушок –
золотой гребешок»
13 Угадай - ка. Стихи и
загадки «Подскажи
словечко» Стихи и
загадки Е. Серова

1

1

1
1

Литературное
слушание,
рассматривание
книги,
выделение
понятий: автор, обложка, страница,
иллюстрация, заглавие.
Слушание и рассматривание книг,
уточнение значений непонятных слов.

Выделение
тематических
групп
загадок, иллюстрирование.
Учимся читать потешки и прибаутки.

1

Слушание, чтение и рассматривание
книги

1

Слушание, чтение и рассматривание
книги-сборника.

1

Разучивание считалок для выбора ведущих
ролей. Разучивание игры .

2
Чтение и рассматривание
Литературное слушание.

книги.

1

Чтение, рассматривание книги.

2

Чтение и рассматривание книги

1

Чтение и рассматривание книги –
сборника, отыскание знакомых загадок,
воспроизведение
тех,
которые
запомнили.

14 Друзья детства.

15

16

17
19

1

К.Чуковский «Бармалей»,
«Краденое солнце»
Из серии « Мои
1
первые книжки»
К.Чуковский «Доктор
Айболит»
А. Томилин «Сказка
1
о Веселом мастере на
все руки».
- О наших
3
сверстниках.

Чтение и рассматривание книги.
Знакомство с понятием «Сказочный
зачин».
Чтение и рассматривание
выборочное чтение.

книги,

Чтение
и
рассматривание
книги,
словарная работа «мастер на все руки».
Чтение и рассматривание книги, чтение
по ролям.

Н.Носов «Метро»,
«Телефон».
20 Стихи о родном крае.

1

И. Суриков «Вот моя
деревня», А. Блок
«На лугу».
21 О героях.

Рассматривание сборника стихов И.
Сурикова,
выразительное
чтение.
Заучивание стихотворения наизусть.

1

Литературное
слушание,
понятия «былина»

2

Чтение и рассматривание книги.
Придумать своё название сказки.
Пересказ сказки от имени девочки.

1

Рассматривание сборника «О мамах»,
выразительное чтение. Заучивание
одного стихотворения наизусть.

1

Рассматривание сборника

А.Митяев «Богатыри»
22 - О доброте.
23
В.Осеева «Добрая
хозяюшка», «Синие
листья».
24 Стихи о маме: Е.
Благинина «Посидим
в тишине», «Вот
какая мама!»
25 «В стране
Вообразилии»
Б. Заходер «Детям»,
Э. Успенский «Над
нашей квартирой».
26 Знакомые незнакомцы.
Н.Сладков «Как
медвежонок сам себя
напугал». Б. Заходер
27 - Книги о животных.
28
Е. Чарушин «На
нашем дворе»,
Ю. Дмитриев «Дети

введение

Б. Заходера «В стране Вообразилии»,
выразительное чтение выбранного
стихотворения.
1

Чтение и рассматривание книги,
воспроизведение
содержания
по
иллюстрациям.

2

Рассматривание сборника книг «О
животных», комментированное чтение.
Пересказ по серии картинок, выбрать
самый радостный эпизод, самый
грустный.

всякие бывают».
В.Бианки «Хвосты».
29 О любимых игрушках.

1

Э. Успенский
«Чебурашка», А. Барто
«Игрушки»
30 О чем я мечтаю.
В. Катаев « Цветик –
1
семицветик»
31 Про школу. С. Баруздин 1
« Как Алёше учиться
надоело»
32 Экскурсия в школьную
библиотеку.
33 Игра – викторина
«Угадай сказку»

1

Рассматривание
сборника
«Игрушки», выразительное
стихотворений.

Литературное слушание,
рассматривание
книги.
цветика – семицветика.

стихов
чтение

чтение и
Рисование

Литературное слушание, рассматривание
книги.

Знакомство с хранилищем книг. Работа
с выставкой книг.

1

В результате реализации программы учащиеся 1 класса должны уметь:
Узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ,
стихотворение, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка,
прибаутка.
Сочинять собственные загадки, считалки. Коллективно придумывать различные
концовки к известным сказкам.
Отвечать на вопросы по содержанию текста.
Воспроизводить содержания текста по вопросам или картинному плану.
Подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом.
Уметь сопоставлять слова, близких по значению; понимать их значения в контексте:
различение простейших случаев многозначности слов.

2 класс
В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного
творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и
зарубежная литература. Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд
детской литературы.
№

Тема занятия

1

Стихи о школе и детях
1
С.Я.Маршак «Первый день
календаря», «Про одного
ученика и шесть единиц» .
Сказки о животных
1

2

3

4

5

6-7

8

9

Кол - во Основное
работы
часо в

В. Сутеев «Мышонок и
карандаш». Р. Киплинг
«Слонёнок»
Загадки о животных. Сеф 1
«Ключ от сказки»,
К.И.Чуковский «Загадки»,
Русские народные загадки.
Учись дружить. Е.Пермяк 1
«Два рассказа», «Самое
страшное», В.А.Осеева
«Пёрышко»
Здравствуй, осень!
1
М. Пришвин
«Листопадничек»
Худому делу - худой
конец.
Итальянская сказка «Как
осёл петь перестал», С.
Баруздин «Кляксы».
Стихи о Родине.

С.Маршак «Пудель»,

Рассматривание книг в
классном уголке чтения,
приносить книги из дома,
показывать друзьям.
Определение особенностей
жанра сказок о животных.
Пересказ по иллюстрациям.

Учить отгадывать загадки,
находить ключевые слова,
ориентировать в теме чтения
по заглавию. Разучить одну
загадку наизусть.
Выразительное чтение с
интонацией сочувствия,
обиды, сопереживания.
Определять жанр
произведения и тему,
составлять план произведения.

2

Учить работать с книгой:
обложка, иллюстрации, автор,
тема, жанр.

1

Подготовить выразительное
чтение стихотворений о
Родине.

Могилевская «Сказка о
громком барабане», Стихи
о Родине.
Весёлые стихи. Д.Хармс « 1
Иван Торопышкин»
Э. Мошковская «Хитрые
старушки»

содержание дата

Обзор различных изданий
одного произведения.
Придумать и нарисовать свою
обложку книги к
понравившемуся
произведению.

10

11

12

13

14 - 16

17 - 18

19

20

21 - 22

23

24

«Багаж»
«На ярмарке»
Малые фольклорные
жанры.
Сказки о животных. В.
Сутеев «Палочка –
выручалочка», «Мешок
яблок», «Яблоко»
Рассказы о животных. Р.
М.Пришвин «Лисичкин
хлеб», «Гаечки», «Этажи
леса» К.Ушинский
Рассказы и сказки.
Забавные стихи. А.Барто «
Дом переехал», Хармс «12
поваров».
Сказки и стихи о
приключениях и
волшебстве. Е.Благинина
«Чудесные часы», « Стихи
о ёлке».
Рассказы и стихи о
подвигах. М.Зощенко
«Самое главное»
Емельянов «Храбрая
девочка» и др.
Тебе смешно, а мне до
сердца дошло. Е. Чарушин
«Кошка Маруська».
Сказки о настоящей
дружбе. Афганская сказка
« Волк – ябедник»

1

Выделение отличительных
особенностей русского
фольклора.

1

Сочинение сказки о неживом
предмете

1

1
3

( портфель, кружка, ботинок,
ручка)
Отработка связи « писатель книги – тема». Принести
картинки, иллюстрации,
фотографии с изображением
птиц .
Выразительное чтение с
интонацией юмора, радости.
Детальный анализ
произведения. Отработка
связи «жанр – книги», уметь
читать надписи на обложке.

2

Упражнять в умении
предугадывать примерное
содержание по названию,
началу, иллюстрациям .

1

О героизме и трусости.
2
С.Маршак «Рассказ о
неизвестном герое»,
«Пожар».
Нет лучше дружка, чем
1
родимая матушка.
Е.Благинина « Вот какая
мама», «Бабушка - забота»,
Емельянов

Умение найти название книги
на корешке. Тема и жанр
произведения.
Выделение основных
характеристик «настоящего
друга» по прочитанным
сказкам.
Выборочное чтение
характеристики главных
героев. Озаглавливание
тематической выставки.
Знакомство с понятием
«легенда». Выразительное
чтение стихотворений, анализ
содержания. Сочинение
стихов о маме и для мамы.

« Рассказы о маме»
Жизнь дана на добрые
1
дела. Б.Житков « Помощь
идет» Е.Пермяк « Пичугин
мост»

Выделение ключевых
эпизодов по вопросам учителя.
Закрепление всех
приобретенных знаний.

1

25 - 26

27

28

29

30

31

Произведения о ребятах – 2
сверстниках. Киселев «
Мальчик Огонек»,
С.Михалков « Про
мимозу» .
Родину – мать учись
1
защищать. А.Гайдар «
Поход», «Сказка о военной
тайне» С.Могилевская
«Рассказ о смелом
барабанщике»
Книги о ребятах и их
1
делах. А.Барто « Было у
бабушки 40 внучат»
С.Маршак «Чижи»
Там, где раз пророс
1
вопрос, зреет крепкий
разум. Китайская народная
сказка « Ребёнок и
мудрец».
Весна, весна на улице,
1
весенние деньки! Б.
Заходер «Товарищам
детям», Э. Шим «Чем
пахнет весна».
Знай и люби родную
1
природу!

Установка на знакомство с
книгой, начиная с фамилии
автора (знаком – незнаком).

Детальный анализ
произведений, характеристика
черт характера. Учить
озаглавливать тематическую
выставку.
Выделение поведенческих
характеристик героев для
дальнейшего инсценирования.
Умение находить в книгах
общие признаки. Подумать, на
какой вопрос вам хотелось бы
получить ответ.
Обратить внимание на связь «
тема – автор». Передача
весеннего настроения .

Обобщить прочитанное,
нахождение логических связей
в произведении. Пересказ по
плану.

Е. Чарушин «Большие и
маленькие», «Про Томку» .
Произведения о растениях. 1
Устанавливать связь « автор –
32
Э. Шим «Неслышные
книга – тема». Выделение
голоса» Н.Павлова «
ключевых эпизодов
Живая бусина»
произведений.
Сказки народов родного 1
Знакомство с особенностями
33
края.
сказок.
Все за одного, а один за
Формирование нравственной
34
1
всех, тогда и в деле будет
позиции младшего школьника.
успех. Н.Носов «Огурцы»,
Повторение правил гигиены
А. Гайдар «Чук и Гек»
чтения.
В результате реализации программы учащиеся 2 класса должны:
знать/понимать
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
уметь
читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
определять тему и главную мысль произведения;
пересказывать текст;
создавать небольшой устный текст на заданную тему;
приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки
народные и литературные;

различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация,
аннотация);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

3 класс
Внутри литературных разделов выделяются тематические подборки произведений о
природе и детях, юмористические произведения, а также стихи и рассказы из детских
журналов.
№

Тема занятия

Кол
во

1.

Стихотворные сказки.

часов
1

2.

А.Пушкин «Сказка о золотом
петушке»
Детские энциклопедии.

1

3.

4.

Энциклопедии о растениях,
животных, географии, истории .
Стихи о природе. Страницы
1
русской классики. Ф.Тютчев,
И.Суриков, А.Блок.
Рассказы современных писателей 1
о детях.
Т. Лихоталь «Синяк»,

5-6

Рассказы В. Драгунского.
Волшебный мир сказок Бажова. 2

10

П. Бажов «Огневушка поскакушка», «Змейка».
Произведения о тех, кто
трудится. Дж. Родари «Чем
пахнут ремесла?»,
Книги о природе и человеке.
М.Пришвин «Гаечки»
Рассказы о животных.

11

К.Паустовский «Барсучий нос»
Книги о ребятах и их делах.

7

8-9

- Основное
работы

содержание дата

Особенности стихотворных
сказок. Сравнение сказок
разных авторов. Выучить
отрывок наизусть
Особенности
энциклопедических
публикаций.
Рифма, строфа, олицетворение,
сравнение, эпитет.
Рассуждать о прочитанном,
сравнивать с реальными
жизненными ситуациями.
Сочинить свой рассказ «Что я
люблю»
Выделение особенностей
уральских сказаний. Минирассказ «Я умею, я могу»

1

Рассуждать с опорой на
прочитанное произведение.

2

Деление произведения на
смысловые части.
Чувства, эмоции героев и
читателей. Мастерство
писателя.
Работа с текстом: выборочный
пересказ, устное
иллюстрирование.

1

1

12

А.Гайдар «Тимур и его команда».
Произведения о долге и
1
храбрости.

13

И. Тургенев «Капля жизни»
Произведения о мамах и детях.А. 1
Милн «Непослушная мама»

14

Сказки о приключениях детей.

15

И. Сигсгорд « Палле один на
свете» и др.
Весёлые истории. М.Зощенко « 1
Глупая история» И. Сухин «Вот
такой затейник»
Сказки народов разных стран.
1

16

17

1

Арабская сказка «Синбад –
мореход».
Книги о дружбе и взаимопомощи. 2
Ю.Куклачев «Мои друзья кошки»
В. Дуров «Наша Жучка» и др.

19

Книги писателей, которые
иллюстрируют свои
произведения. Е.Чарушин, В.
Голявкин
Как рождается герой.

20

Б.Заходер « История гусеницы»,
Ю. Мориц « Жора Кошкин»,
Л.Яхнин « Лесные жуки»
Люби живое.
1

21

М.Пришвин «Рождение
кастрюльки», Д. Мамин –
Сибиряк «Емеля – Охотник»
По страницам детских журналов. 1

18

1

1

Ю.Ермолаев «Соседка по парте»,
журнал «Мурзилка»
22 - 23 Твоя книжная полка.
2
Н.Носов «Витя Малеев в школе и
дома».
24 - 26 Страна Фантазия. Л. Кэррол
3
«Алиса в Зазеркалье»

Составление характеристики
героя по его поступкам и
жизненным ситуациям.
Выучить стихотворение о
маме. Конкурс стихотворений
о маме.
Литературное слушание.
Анализ произведения.

Особенности произведений
юмористического жанра.
Особенности арабских сказок.
Иллюстрация с комментарием.

Особенности произведений,
написанных не писателем, а
людьми разных профессий.
Мини сочинение «Моя
кошка», «Собака-друг
человека».
Работа художникаиллюстратора. Значение
иллюстрации в раскрытии
содержания произведения.
Темп чтения, передача
настроения голосом.
Выразительное чтение
выбранного стихотворения.
Конкурс на лучшего чтеца.
Отражение биографии и
интересов писателя в его
произведениях. Выразительное
чтение отрывка произведения.
Анализ поступков героев,
предложение своего решения
проблемы, ссоры возникшей
среди героев произведения.
Детальный анализ
произведения. КВН « С
героями Н.Носова»
Анализ произведения по
вопросам учителя. Подготовка
иллюстрации к игре « Угадай

27
28

Д. Родари «Приключения
Чиполлино».
Стихи о родине поэтов родного 1
края.
Разножанровые произведения о 1
ратных подвигах родного народа.

29 - 30 Зарубежные писатели детям.
2
«Пеппи длинный чулок», Р.Распе
«Самый правдивый человек на
земле»
Мифы и легенды древней
31
1
Греции.Рождение героя, Геракл в
Фивах,
Немейский лев.
32 - 33 Книги, которые надо читать
долго.А. Волков «Волшебник
изумрудного города»

2

КВН « В стране книг»

1

34

произведение, зачитай
отрывок»
Патриотизм и любовь к родине
в стихотворном жанре.
История на страницах
художественных
произведений. Поиск
произведений по теме занятия.
Особенности произведений
зарубежных писателей имена
героев, бытовые особенности,
обычаи и т.д.
Литературное понятие «миф»,
«легенда». Сравнение жанра
«Мифы» со сказкой. Пересказ
выбранного мифа или легенды.
Особенности чтения книг
большого объёма. Составление
плана, опорные слова и
предложения.

В результате реализации программы учащиеся 3 класса должны уметь:
Самостоятельно делить текста на законченные по смыслу части и выделение в них
главного, определять с помощью учителя темы произведения и его смысла в целом.
Составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя.
Словесно рисовать картины к художественным текстам.
Составлять рассказ о своих наблюдениях из жизни школы, своего класса.
Самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для
изображения действующих лиц, природы и описания событий.

4 класс
Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной
детской литературы, усложняется содержание произведений.
№

Тема занятия

Кол - во Основное содержание работы
часов

1

О чём рассказывают журналы?

2

Детская периодическая печать:
журнал «Музрилка», «Юный
натуралист», «Весёлый затейник»
и т.д.
«Где, что, как и почему?»
1

3

Книги-справочники,
энциклопедии
«Вчера и сегодня»

4

5

6-7

1

1

Книги о науке и технике.
«Каким ты был, мой ровесник, в 1
годы Великой Отечественной
войны»
Книги о ребятах-сверстниках,
участниках ВОВ.
«Из истории нашей Родины»
1
Книги о далеких по времени
событиях и людях, оставшихся в
памяти народа на века.
Знакомство с творчеством С.
Алексеева.
«В путь, друзья!»
2

Книги о путешествиях.
8 - 10 «Обыкновенная биография в
необыкновенное время»

3

Художественные произведения,
автобиографии, письма, дневники
А. Гайдара; воспоминания,
заметки о Гайдаре.
11 - 13 «Родные поэты». Стихи поэтов – 3
классиков 19-начала 20 века для
детей: В. Жуковский, К. Рылеев,
Е. Баратынский, А. Кольцов.
14 - 16 «Творцы книг» Рассказы о
3
писателях, о художниках
иллюстраторах и о тех, кто книги

Расширение сведений о пособиях
в помощь юному читателю.
Обобщение сведений о книгах справочника.

Расширение сведений о пособиях
в помощь юному читателю.

Упорядочение и систематизация
доступного круга чтения по теме.
Анализ и оценка умения коротко,
понятно, интересно рассказать о
прочитанной книге.

Рассказы о героях прочитанных
книг, составленные по разным
источникам. Выделение книг С.
Алексеева и знакомство с
творчеством этого писателя.
Анализ книг.

Знакомство с новым видом
издания – с собранием сочинений
писателя. Выборочное чтение,
пересказ, декламация отрывков,
воссоздающих образ А. Гайдара.

Знакомство с широким кругом
поэтов-классиков, с тематикой их
творчества. Чтение избранных
стихов наизусть.
Беседа о том, с какими книгами
познакомились, кто какое
направление выбрал для

Дата

печатает. (Н. Шер «Рассказы о
русских писателях»).
17 - 19 «Бороться и искать, найти и не
сдаваться!»
Р. Л. Стивенсон «Остров
сокровищ» .
20 - 22 «От благодарных читателей»
М.Твен «Приключения Тома
Сойера» Д.Свифт
«Путешествие Гулливера»

самостоятельного чтения.
3

Углубленное рассмотрение книг
приключенческого жанра.

3

Анализ книг. Выделение
эпизодов, воспитывающих
чувство юмора,
любознательность, уважение к
старшим.
Знакомство с широким кругом
современных писателей, с
тематикой их творчества.

23 - 24 «Современные писатели - детям»

25

Е.Велтисов «Мальчик из
чемодана», «Миллион и один
день каникул»
Мир детства в рассказах А. П.
Чехова

2

1

«Вертел», «Скрипач Яшка».
26 - 28 «С моей книжной полки» В. Гауф 3
«Карлик Нос», «Маленький Мук»
Х.К.Андерсен «Русалочка»

29

Путешествие по сказкам братьев 1
Гримм.

30

Сказки братьев Гримм
Картины русской природы в
произведениях писателей
родного края

32 - 33 Мир детства на страницах
русской классики 19 – 20 веков

34

Д. Мамин – Сибиряк «Емеля –
охотник», А. Куприн «Белый
пудель», К. Станюкович
«Максимка»
Викторина «По страницам
любимых книг».

1

2

1

Выделение книг А. П. Чехова и
знакомство с творчеством этого
писателя.
Упорядочение и систематизация
доступного круга чтения по теме.
Литературная игра «Ты мне, я
тебе» по прочитанным
произведениям.
Упорядочение и систематизация
доступного круга чтения по теме.
Литературная викторина по
сказкам братьев Гримм
Знакомство с широким кругом
современных писателей, с
тематикой их творчества. Анализ
произведений.
Анализ и оценка умения коротко,
понятно, интересно рассказать о
прочитанной книге.

В результате реализации программы учащиеся 4 класса должны:
Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно),
уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста,
Определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; придумывать
начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
Составлять план (полный, краткий, картинный);
Вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
Выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным
действующим лицам произведения;
К концу обучения в начальной школе, в результате освоения содержания программы
литературного кружка у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и
способы познавательной деятельности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».